Светлана, доброе утро!
Скажу честно идея отдельного блога по психологии детей меня сразила.
Психологией увлекалась всегда, и детской в том числе, но после того как
2 года назад стала мамой, всё что касается детей стало особо актуально.
Я не знаю насколько по адресу мой вопрос, но если можете ответьте,
пожалуйста. Дочке 2г 1,5мес кроме мама, папа и дай ничего не говорит.
Она всё понимает многое умеет, но говорить даже на "тарабарском" не
хочет. Даже да и нет она изображает жестами. Общается предложениями но
всё в пантомиме и звуками. Родилась в 42 нед. беременность проходила
отлично правда роды долгие под стимуляцией и закончились экстренным
кесаревым. Как разговорить дочку? Пробовали делать вид что не понимаем,
но она либо начинает психовать, либо замолкает и уходит... Очень хочу
понимать свою детку.
С уважением Татьяна.
Можно ответить в блоге, знаю многих мамочек у кого молчит детки, может
пригодится ещё кому-то :)
Скажу честно идея отдельного блога по психологии детей меня сразила.
Психологией увлекалась всегда, и детской в том числе, но после того как
2 года назад стала мамой, всё что касается детей стало особо актуально.
Я не знаю насколько по адресу мой вопрос, но если можете ответьте,
пожалуйста. Дочке 2г 1,5мес кроме мама, папа и дай ничего не говорит.
Она всё понимает многое умеет, но говорить даже на "тарабарском" не
хочет. Даже да и нет она изображает жестами. Общается предложениями но
всё в пантомиме и звуками. Родилась в 42 нед. беременность проходила
отлично правда роды долгие под стимуляцией и закончились экстренным
кесаревым. Как разговорить дочку? Пробовали делать вид что не понимаем,
но она либо начинает психовать, либо замолкает и уходит... Очень хочу
понимать свою детку.
С уважением Татьяна.
Можно ответить в блоге, знаю многих мамочек у кого молчит детки, может
пригодится ещё кому-то :)
Здравствуйте, Татьяна!
...Я думаю, что возраст дочки пока не такой критичный, чтобы можно было говорить о каких-либо серьезных задержках в развитии, но все-таки, если дочка не говорит даже на малышковом языке, это все ж таки проблема.
Многие психологи и логопеды отмечают, что до 3-х лет сейчас большинство детей молчит, говорит отдельными фразами, а тем более, мальчики.
Лет 20 назад тенденция была иная, а 30-40 лет назад у детей еще более богатый был активный словарный запас.
...В два - два с половиной года все это, в общем-то, не имеет большого значения при условии, что вы абсолютно уверены: у ребенка все в порядке со слухом. Внимательная мать всегда очень хорошо знает, слышит ли ее малыш, к примеру, тихий шепот.
Итак, немножко теории:
Когда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
...Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.
Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).
Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).
Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.
Признаки значительной задержки речевого развития следующие:
- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
- Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).Татьяна, а что говорит врач-педиатр? Не давали ли вам направление к дефектологу (тот же логопед, но для маленьких детей)? Дома же обязательно нужно разговаривать с ребенком как можно больше. даже если она пока и не говорит, у нее формируется пассивный словарный запас. Очень советую занятия по развитию мелкой моторики пальцев. Что можно предложить малышке? Любые крупные предметы (обычно на коробочке с игрушками написано, для какого возраста или что - от трех лет - это обычно мелкие детальки). Конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, кубики, мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс... Я могу предложить игру с природным материалом: колючими "домиками" каштанов, шишками, веточками (обследуем пальчиками все шероховатости, "шипы", гладкую и шероховатую поверхности). Можно с ребенком рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок...Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи.
О, спасибо за статью! Моя проблема такая же! Только моему детенышу 1,7, но мы всего лишь одно слово говорим "АЙ" когда упадем или ударимся.На все что надо мы тыкаем пальцем и говорим букву "Э". Ни какие сороки-вороны не могут нас усадить на место, ни какие пальчиковые игры, сортеры или детские счеты - мы этим не играемся.
ОтветитьУдалитьС детками нужно самим разговаривать без умолка, комментировать все что делаете в присутствии дитя. На прогулке называть все что видится вокруг. Иногда даже изображать непонимание, чтобы стимулировать речь. Изображать звуки животных - детки очень любят гавкать и мяукать, мычать и блеять. А вообще, если есть веские основания для беспокойства за развитие речи, лучше очной консультации специалиста все равно ничего нет.
ОтветитьУдалить(медицинский психолог)
Крошка Саломея , все это я делаю,но... Обрасчались к логопедам и детскому психологу, к детскому неврологу, но на меня там странно смотрят типа "чего вы мамочка кипятитесь", но ребенка все равно осматривали . Вердикт -"разговорится не переживайте"
ОтветитьУдалитьЕсли врачи не находят диагнозов, то не переживайте, продолжайте в том же духе как можно больше общаться и разговаривать с ребенком, во время игры с ним комментировать, издавать соответствующие звуки (транспорта, животных, птиц) и все у вас будет )))
ОтветитьУдалитьДиагноза нет, развит по возрасту, с окружающими и с Вами общается, взаимодействует? Если да, то просто ждите.